ТРИ ЗАПИСИ ДО ЗАКАТА: Three Records from Sundown

 автор: Заведующий Всем     добавлено: 9 сентября 2008, 12:00 © free

Ник Дрейк (Nick Drake) умер в 1974 – фактически никому не известный музыкант, записавший три незаметных альбома. Переносимся в сегодня: Дрейк широко признан как крупнейший музыкант своего времени. Его друг, автор и продюсер Джо Бойд (Joe Boyd) вспоминает сейчас о жизни музыканта, его времени и музыке. Автор: Чарльз Мейнс (Charles Maynes). (ENGLISH c переводом) Хр: 26'57.

text box

THREE_RECORDS_FROM_SUNDOWN__Joe_Boyd_Remembers_Nick_Drake.mp3

ЗВУК: КАССЕТА

БОЙД: Это то, что я (пауза) много раз говорил. Но я не уверен, насколько люди действительно это понимают. (Пауза.) Я не люблю песни, написанные для «певцов с гитарой», в принципе. Это не та музыка, которую я сам слушаю, не то, что я слушаю в первую очередь.

ЗАПИСЬ: ‘NOTHING BUT TROUBLE’ (Lonnie Johnson)

Понимаете, я вырос, слушая, исконную музыку или джаз… или, ну знаете, музыку… (смеется) ну, я конечно, не хочу преувеличивать… ну, музыку «настоящих» людей, «выросших на земле», не тех, кто из среднего класса… Понимаете? Я считаю, что в истории не так уж много примеров того, что средний класс создал что-то принципиально новое… с точки зрения… культуры. Поэтому, когда я ставлю запись и слышу, как хорошо образованный белый человек настраивает гитару,.. знаете, я смотрю на часы и думаю: «Окей. Даю тебе 15 секунд». (CМЕХ) Если только голос не поражает по-настоящему. А Ник Дрейк… просто… схватил меня за горло…

ЗАПИСЬ «THREE HOURS»

…И чуть ли не самое мое большое разочарование, печаль всей моей жизни в музыкальном бизнесе, что я не смог найти способ, как донести это до людей, пока он был жив.

ТРИ ЗАПИСИ ДО ЗАКАТА: ПРОДЮСЕР ДЖО БОЙД ВСПОМИНАЕТ О НИКЕ ДРЕЙКЕ

“ВНАЧАЛЕ”

ЧМ: В 1966 году Джо Бойд, молодой амбициозный американец приезжает в Лондон в надежде сказать свое слово на процветающей музыкальной сцене. Он записывает первый сингл группы «Pink Floyd» И открывает – для себя и для мира – пионеров английского фолк-рока «Fairport Convention»…

Да, возможно, мне кажется…

Но -- возможно – cвое самое большое открытие он делает вдали от лондонских улиц….

…не где-нибудь, а в Кембридже …

Это Ник Дрейк.

…Ник Дрейк..


БОЙД: У англичан есть очень смешные слова для определения классов. Я бы назвал его парнем из верхов среднего класса. Понимаете?.. Верхушка среднего класса всегда называла себя средним классом. Но, знаете, и низы среднего класса тоже называют себя средним классом. В любом случае, он точно был… он учился в закрытом интернате, говорил с акцентом рафинированного человека. Он принадлежал, так сказать, к поколению «золотой молодежи», к числу зажиточных… детей из верхов среднего класса.

ЗАПИСЬ: «POOR MUM»


И вы знаете, он был очень талантлив в музыке. Он начал играть на кларнете, потом переключился на гитару. В обучении ему здорово помогли пальчиковые игры. Его мать играла на фортепиано и писала песни. Много лет спустя я услышал записи его матери – они удивительны. Понимаете, в них есть такие чудесные аккорды на рояле. И, знаете, стиль песен очень английский… почти как в мюзик-холле… в мюзик-холле верхушки среднего класса… Фландерс и Свонн [известный английский дуэт]… Ноэль Кауард [популярный английский актер, драматург и композитор], вот в таком духе… И м-м… э-э… он стал играть на гитаре и… он был просто… просто… я… я… я не знаю, как он это смог,.. но каким-то образом он придумал способ воспроизводить на гитаре такие аккорды, какие его мать играла на фортепиано.

СЛОВА ПЕСНИ: «Ты была бедной, бедной мамой» ("You were poor poor mum.")

МУЗЫКА: ОТЗВУКИ ПЕСНИ ДРЕЙКА. ДЕМОЗАПИСЬ.

В первый раз я о нем услышал, когда кто-то из группы «Fairport Convention», сказал мне, что слышал его на концерте в «Раундхаусе» [клуб и концертный зал в здании бывшего веерного депо в Кэмдене, в Лондоне]. Это был концерт протеста против войны во Вьетнаме. И… э-м… я последовал рекомендации и предложил ему прийти ко мне и принести запись. И он принес мне запись… И я поставил ее в конце того дня… и сразу же понял, что это не похоже ни на что.


…Он часто перестраивал гитару, чтобы… он играл, используя разный, совершенно необычный строй. А то, как он сочетал разные виды арпеджио и вообще как он использовал гитару, которая была фундаментом его песен, по-моему совершенно уникально… Это настолько сильно, играет настолько центральную роль, и… лишено соло… То есть там вообще ничего не связано с гитарным соло. Это просто способ организации песни, который потрясает своей сложностью.

ЗАПИСЬ: ‘THREE HOURS’

ЧМ: Бойд сразу подписывает с Дрейком контракт, по которому тот сотрудничает с фирмой «Island Records», через принадлежащее ему агентство «Witchseason». Год на дворе - 1968. Дрейку 20 лет. Но новый талант, открытый Бойдом, более чем молчалив.

В своих мемуарах Бойд позже пишет, что он никак не может привыкнуть к манере Дрейка отвечать на телефонные звонки… как будто телефон раньше никогда не звонил.

БОЙД: На концертах он был такой застенчивый… но когда обстоятельства складывались благоприятно… и благоприятно – это я помню лучше всего, – когда «Fairport Convention» играли в Фестивал-холл [концертный зал в Лондоне]. Обстановка была очень драматичная, потому что до этого произошла автокатастрофа, в которой погиб их барабанщик, и надо было перестроить группу. Все зрители были настроены очень уважительно. И вот, вышел Ник и, ни слова не говоря, сыграл песню. Зрители зааплодировали. Потом в течение трех минут, молча он перестраивал гитару. Все молчали. Он снова сыграл и ему устроили овацию. Он сыграл на «бис». И я подумал: «Похоже, это работает…».

 

 

 

А потом ты даешь ему выступать самостоятельно… и, представляете, молодежная тусовка, полно ребят. В задней части бар. И он ничего не говорит. Ни шуток, никакой «болтовни»… Он просто настраивает свою гитару, и это занимает какое-то время. И он просто… в этих небольших интервалах между песнями… он просто их всех потерял. И поэтому он совсем перестал выступать на концертах. А в те времена в Англии для артиста не было другого пути для того, чтобы прорваться.


“СЕРЕДИНА ПУТИ”

ЧМ: Вся работа по продвижению карьеры Дрейка была сконцентрирована в студии. В студии «Sound Techniques» Бойд находит звукорежиссера Джона Вуда и приглашает его работать над дебютным альбомом Дрейка. Пластинка называется «Five Leaves Left» («Осталось пять листов»). Год – 1969.


БОЙД: Сейчас трудно вспомнить, но на самом деле в те годы не было какой-то модели, традиции, как делать такие записи. Чтобы записывать певца вместе с гитарой или с расширенной оркестровой аранжировкой… но не в манере поп-музыки… знаете, с таким вроде бы суховатым… интимным звуком, и чтобы делать это было со вкусом, такое не часто делалось.

Мы уже попробовали одного аранжировщика, который когда-то работал на первой записи Джеймса Тейлора. И пришли в ужас от того, что он сделал с музыкой Ника. Просто вообще было не то. И Ник тогда сказал: «У меня в Кембридже есть друг, Роберт Кёрби». И я поехал в Кембридж встречаться с Кёрби. Я был до некоторой степени ошарашен, потому что я думал, что Ник это музыкант мирового класса и надо бы найти для него высококлассного аранжировщика в Лондоне… кто бы он ни был – мы потратим любые деньги, чтобы его заполучить…


А Ник говорил: «Давай все-таки попробуем моего друга из Кембриджа…» Которому, знаете, 19 лет… Я уже готов был сказать: «О, нет! Нееееееееееет!» Но я поехал и встретился с ним. И мне очень понравилось, как они общались между собой. И мне понравился Роберт, и видно было, что он действительно, по-настоящему любит Ника и его музыку. И я сказал себе: «Ладно, попробуем…»


ЗВУК: Оркестр, струны, cтул, и т.д.

И вот мы устроили первую запись, и первой песней, которую они записали, была «Way to Blue», которую я до этого не слышал, потому что у него не было возможности показать мне ее на фортепиано…


Наверно, я мог бы спуститься в студию и просто послушать, но я предпочел не мешать. Пусть Джон Вуд занимается своим делом – ставит микрофоны, занимается студией – а я буду сидеть в аппаратной. Да и потом, вообще-то туда довольно высоко было подниматься. Аппаратная находилась этажом выше. И приходилось по лестнице спускаться, а потом опять подниматься… Так что я сидел там, читал газету и слушал, как готовятся к записи музыканты.

Было слышно, как Джон настраивал один микрофон, потом другой… потом третий… и спускался вниз, чтобы переставить какой-то микрофон и стулья… Я слышал только какие-то кусочки и отрывки… Звучало удивительно, но я не мог понять, как это все будет звучать на самом деле.

Наконец Джон настроил все так, как хотел для этого струнного ансамбля из шести человек. И когда они выдвинули микшеры и мы услышали всю вещь целиком… я подумал: «О, Боже!...»

ЗАПИСЬ: WAY TO BLUE

Когда мы сделали эту запись, я подумал: «Господи! Критики эту вещь просто полюбят! Мы будем на первых полосах!» (пауза) «Мелодии Мейкер» [музыкальный журнал] написал, что это «нелепый коктейль из фолка и джаза». Так что… я не знаю… это было очень печально…


ДЕМОЗАПИСЬ 'Way to Blue'

ЧМ: Было продано меньше чем 5000 экземпляров диска. Бойд обескуражен, а Дрейк – просто в смятении. Стараясь не упустить хотя бы остатки энергии, Бойд приводит Дрейка обратно в студию. Появляется его второй альбом – «Bryter Layter». Год – 1970.

ЗВУК: проигрыватель
ЗАПИСЬ «SO LONG MARIANNE» (Leonard Cohen)

БОЙД: Одной из тех вещей, которые повлияли на мой подход к Нику, была первая запись Леонарда Коэна,.. по-моему, там была блестящая работа продюсера Джона Саймона. И, э-э… мне очень нравилась одна его песня «Прощай, Марианна»… И эти женские голоса, которые издеваются над его словами… там где-то за его спиной… такой контраст между их нахальным пением и его деликатностью…

И, э-э, когда он мне сыграл партию хора в песне «Poor Boy» - «О, бедный мальчик, как он себя жалеет…», он это спел, и сразу же мне в голову пришла идея… Я сказал: «Ник, давай найдем девушек, чтобы они спели эту строчку, а ты будешь им отвечать… в начале этой партии хора…»

А он просто посмотрел на меня и спросил: «Ты уверен?». Я сказал: «Да, уверен». И он сказал: «Э-э… ладно…»

ЗАПИСЬ: «POOR BOY»

ЗВУК: ЛУПЫ

БОЙД : Мы с Джоном Вудом, записывая Ника быстро поняли, что надо просто отключать у Ника мониторы… Потому что выступления Ника были всегда блестящими.

Знаете, когда мы записывали Ника со струнной или ритм-группой, или с какой-нибудь другой, даже если это было не в студии, и когда он записывал струнные, он был в студии… в этом разница с тем, как люди делают это сейчас. В песне «River Man» струнные не наложены. Это Ник, который играет и поет в студии, среди музыкантов.

ЗАПИСЬ: «RIVER MAN»

С другими музыкантами – ты слушаешь внимательно каждого, как он играет. Если получается хороший дубль у струнных, духовых или ритм-группы, да у любого, кто не самый сильный участник, ты берешь этот дубль. А Ника даже не надо было слушать… когда отслушиваешь потом, включаешь снова Ника вместе со всеми – и это просто фантастика. Потому что он всегда был прекрасен. Все эти сложные гитарные проигрыши, он никогда не ошибался. Просто никогда.

ЧМ: Несмотря на приветственные отзывы критики, «Bryter Layter» продается очень плохо. В отчаянии Дрейк уезжает из Лондона домой, к своим родителям, в Тамворт-на-Ардене. Он становится все более замкнутым и рассеянным. По настоянию своей семьи, да и Бойда тоже, Дрейк начинает курс лечения у психиатра.

Деталь: примерно в это же время Бойд уезжает из Лондона чтобы заняться работой для киноиндустрии – в Калифорнии.


ЧМ: У Ника репутация замкнутого, одинокого человека… это… не соответствует тому, каким вы его знали?

БОЙД: Да, он был таким негромким, он колебался, он совершенно точно знал, что ему нравится, у него были прекрасные идеи и он очень дружно работал с Робертом Кёрби. И… э-э… работать с Ником в студии было непередаваемым удовольствием, потому что материал, с которым ты работал был таким чудесным. Потому что это не замкнутая группа «в себе». Каждый раз нужно было собирать группу заново. Песню за песней.

ЗАПИСЬ: PINK MOON

«ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»

ЧМ: В 1972 году Дрейк записывает свой третий и последний альбом «Pink Moon» («Розовая луна»). В
композициях звучит только голос и гитара, и Дрейк не приглашает Бойда принять участие. «Pink Moon» продается еще хуже, чем предыдущие альбомы. У Дрейка происходит психологический срыв, и он оказывается в больнице. Через некоторое время, когда он оттуда выходит, Дрейк и Бойд собираются вместе работать над новым альбомом. Он так и не был закончен.

В 1974 году Дрейка нашли мертвым в его спальне. Он умер от передозировки антидепрессанта триптизола.

Ему было 26 лет.

Он что?..
Никто не знает….

ЗАПИСЬ: 'PINK MOON'

И это конец истории?
Нет.

Деталь: Бойд в конце концов продает свою долю в «Island Records». При этом, уходя, он ставит условие, чтобы записи Дрейка никогда не издавались.

Никогда?
Никогда.

Деталь: После смерти Дрейка, его песни находят свою аудиторию. Его фанаты устраивают паломничества к дому Дрейков в Тамворте-на-Ардене. Родители Дрейка, Родни и Молли, тронутые вниманием к их сыну, приглашают приехавших в дом и разрешают им копировать кассеты и домашние записи музыки Дрейка. Идет время, о Дрейке ходят легенды…


Рассказы и записи с пленки на пленку
на пленку, на пленку, на пленку, на пленку…
с пленки на пленку, на пленку, на пленку
с пленки на пленку, на пленку, на пленку
с пленки на пленку, на пленку, на пленку


ЧМ: Вы удивлены тем, ну как бы… культом Ника Дрейка, который вдруг распространился после его смерти?


БОЙД: Нет… Я всегда считал, что он должен быть таким популярным, как сейчас. Я не могу понять, почему на это потребовалось так много времени?.. Так обидно, что люди не признавали его творчества, пока он был жив. Но вот она, пожалуйста. Вот его музыка.


БОЙД: Вы знаете, я не знаю, как отвечать на вопросы о том, опережал ли он свое время. Потому что я так не думаю. Ведь это произошло именно в то время, и многое, что было именно в тот период оказывало влияние… Но в какой-то степени его провал в те годы – это часть его успеха сейчас… в том смысле, что очень немногие из тех, кто вырос в 80-е… их родители не мучили, играя песни Ника Дрейка. Нет фильмов, снятых в 60-е годы, в которых девочки с цветами в волосах танцуют под запись Ника Дрейка. Его музыка не ассоциируется с тем периодом. В культурном смысле она вообще не привязана ко времени. Так что ее свободно воспринимают и интерпретируют люди других поколений… Вам никто не говорит: «Я из 60-х». Он просто говорит: «Я – Ник Дрейк».

ЗАПИСЬ: «FLY»

ДЕМОЗАПИСЬ “FLY”

POST-SCRIPTUM: Хотя в этой программе мы пытаемся копнуть историю легенды Дрейка с помощью неофициальных записей, они используются в первую очередь как литературный прием. Возможно ли коммерческое использование этих домашних записейвопрос спорный.

После смерти Дрейка предприимчивые люди, которые пытались заработать на интересе к музыке Дрейка, выпустили несколько подпольных альбомов. В них звучали те самые записи, которые родители Дрейка (ныне покойные) позволили скопировать фанатам. Нет нужды говорить, что эти «альбомы» были изданы в лучшем случае недобросовестно, и никоим образом не соответствовали пожеланиям семьи Дрейков.

Тем, кто заинтересован узнать больше, мы рекомендуем послушать «Письмо Нику» ("Letter to Nick"), подкаст на английском языке сестры Ника, актрисы Гебриэл Дрейк (Gabrielle Drake) на семейном сайте Дрейков. Этот подкаст появился в связи с недавним выпуском посмертного альбома «Family Tree» («Семейное дерево»). Гебриэл утверждает, что на этом компакт-диске, одобренном семьей, самые лучшие из «утерянных» домашних записей Дрейка. Некоторые из них, например «Way to Blue» и «Poor Mum» (исполненная Молли Дрейк) можно услышать в этой программе.

СПАСИБО COCHESE ЗА ПЕРЕВОД.

ссылки

www.brytermusic.com

www.joeboyd.co.uk

www.nickdrake.com

 
Показывать деревом или списком

Комментарии

Ваш комментарий:
Как вас зовут?
Адрес почты
Поле для заполнения роботами:
Надоело заполнять скучные поля? Зарегистрируйся.

Ctrl+Enter
лента пользователя Заведующий Всем

Каждый месяц мы слушаем и обсуждаем новый ДОК. 

ДОК – документальная программа. На Западе ее называют feature. Такая программа может быть похожей на очерк или на репортаж. Это может быть почти саунд-арт или высокохудожественная радиопостановка. Она может длится 2 минуты, а может целый час. И все-таки есть некий общий признак – это публицистика, это композиция, это особый взгляд автора.

Для того, чтобы предложить свой ДОК для прослушивания и обсуждения на Podстанции необходимо связаться с редактором сайта.

Подробнее о ДОКах здесь.

Ссылки по ДОК, которые могут вам пригодиться:


Последние подкасты